Киносеминар

Одна из сущностных составляющих опыта модерна – непрерывный экономический рост, поддерживаемый все возрастающим использованием природных ресурсов. Этот опыт связан с усиливающейся эксплуатацией природы, опустошительного наступления на нее и превращением Земли в субстрат для рационального планирования и реализации властных устремлений человека. Однако, ключевая роль ископаемого топлива, и, главным образом, нефти в современном мире до сих пор была слепым пятном критической мысли, что само по себе является одной из показательных черт современности. Общие основания феноменологического  осмысления  опыта агрессивно-принуждающего отношения к природе в современную эпоху были заложены еще Э.Гуссерлем в описании духовного кризиса  современного человечества в условиях невиданного научно-технического господства над природой и М.Хайдеггером в понимании сущности современной эпохи как «затребования» всех ресурсов Земли, движимом субъективистской волей к власти. Но феноменология добычи и использования нефти как главного и несущего особую символическую  значимость в образе  «крови Земли» природного ресурса еще нуждается в разработке. В реализации этой задачи на помощь философии сегодня может прийти искусство. Современная цивилизация – это цивилизация образа, «видеосфера». Визуальные искусства, в особенности кинематограф, зачастую опережают философию как в осмыслении самой природы образа, так и в демонстрации тех или иных феноменов, еще не ставших предметом философского анализа. В своих лучших образцах кинематограф выступает как диагност времени и находит способы эстетического выражения для явлений, которые еще не получили внятного дискурсивного оформления. Очевидно, что сегодня философия и искусство нуждаются друг в друге – искусство становится все рефлексивнее, а философия все больше уделяет внимание художественному опыту.

Неудивительно, что современный кинематограф не прошел мимо феномена нефти и ее роли в коллективной ментальности. Возможно, центральным произведением последнего времени на эту тему стал шедевр Пола Томаса Андерсена «Нефть» (оригинальное название «There will be blood»  – «И будет кровь» –  по роману Э.Синклера «Нефть!» (1927)). В этом произведении представлены ключевые темы опыта модерна, связанные с добычей нефти как символом опустошения Земли, человеческого вампиризма (Андерсон говорил, что создавая образ главного героя, «сверхчеловека» – нефтепромышленника, он вдохновлялся не только капиталистическими магнатами начала ХХ века, но и графом Дракулой), который неизбежно обращается и на самого человека, приводя к насилию и отчуждению в человеческом мире. Метафора нефти как крови Земли проходит через весь фильм, но кроме того, и сама нефть в результате насилия, вызванного алчностью, превращается в проливаемую человеческую кровь. Фильм, начиная с названия (цитата из Библии), наполнен религиозными символами и аллюзиями, что связывает «экономическую» тему с метафизическими и духовными основаниями эпохи и помещает ее в контекст истории нигилизма, который М.Хайдеггер назвал судьбой Запада. Но это не означает, что достаточно было бы «прочитать» «Нефть» через Вебера, Ницше или Хайдеггера. Художественная мощь образов фильма способна сама пролить свет на сущностные вопросы положения человека в мире в настоящий момент мировой истории.

Вход
Нет аккаунта?
Зарегистрироваться
Регистрация
Восстановление пароля