24 мая в 18:00 состоится встреча-обсуждение творчества ангольского писателя Жузе Эдуарду Агуалуза, одного из самых часто издаваемых, читаемых, обсуждаемых и переводимых португалоязычных авторов современности.
Место проведения: уточняется.
Модератор встречи и куратор Книжного клуба — Анастасия Дудкина, к.ф.н., доцент факультета иностранных языков СПбГУ.
Встречи в рамках Книжного клуба позволяют расширить свой кругозор, познакомиться со знаковыми произведениями мировой литературы, встретиться с учеными-литературоведами, переводчиками, теоретиками литературы. Формат мероприятия позволяет стать частью процесса обсуждения и анализа текста.
Организаторы:
Напоминаем, что прочтение рекомендуемой литературы является желательным, но не обязательным для участия в заседания Книжного клуба.
Не упустите прекрасную возможность! Регистрируйтесь на мероприятие и расширяйте горизонты своих знаний!
По вопросам участия вы можете связаться с куратором клуба: a.dudkina@spbu.ru, +7-921-748-28-79 (Telegram, WhatsApp).
По техническим вопросам организации мероприятия: i.demidova@spbu.ru
Гость: Мария Михайловна Мазняк, кандидат филологических наук, доцент Кафедры романской филологии Филологического факультета СПбГУ, переводчик, ответственный секретарь журнала «Древняя и Новая Романия», исследователь португальской и португалоязычной литературы. Создатель YouTube-канала «Редкий экземпляр» c видеоподкастами о книгах.
О чем мы поговорим на встрече? В чем попытаемся разобраться?
Почему Агуалуза один из немногих африканских авторов, который выбирает альбиноса главным героем некоторых из своих произведений? Какие произведения европейской литературы переосмысливает автор? Знаком ли отечественный читатель с африканской литературой? Итак, немного важного контекста к предстоящей встрече.
Вторая половина ХХ века положила начало нового этапа в мировой истории – эпохе постколониализма как историческому, культурному и психологическому феномену. Постколониализм как историко-культурное явление вырос на «обломках» Британской империи, когда её заморские разрозненные территории стали постепенно приобретать независимость. Это определение может быть расширено и на другие регионы «третьего мира», на протяжении веков входившие в состав европейских колониальных империй – главным образом Франции и Португалии. Португалия создала колониальную империю раньше других европейских государств, и «рассталась» с колониями на территории Африки и Юго-Восточной Азии одной из последних.
Изучение художественного творчества с точки зрения постколониальной теории начинает развиваться с конца 80-х гг. ХХ в. в отношении англоязычных литератур; в 90-е гг. к ним добавляют франкофонные реалии. Совсем недавно к этому списку стали прибавлять и лузофонный, то есть португалоязычный, мир.
В постколониальный период происходит перестановка культурных контактов. Разные по характеру культуры, мыслимые как единое эстетическое целое – европейская и африканская – не просто сосуществуют, но взаимодействуют, накладываются друг на друга, порождая более сложные гибридные формы.
На становление ангольской литературы, связанное главным образом с национально-освободительным движением, сильное воздействие оказала политика культурной ассимиляции. Синтез народного искусства и богатого наследия португальской культуры оказался плодотворным для современной афропортугальской литературы. Поэтому при анализе любого африканского произведения, написанного на одном из европейских языков, необходимо учитывать весь спектр мультикультурного наследия, лежащего в его основе.
В наши дни наблюдается возрождение интереса к португалоязычным литературам Африки, главным образом, с приходом новых имён – авторов, пишущих уже по литературным законам и канонам современного этапа художественного дискурса, не теряющих, однако, свою самобытность. В этом контексте имя ангольского писателя Жузе Эдуарду Агуалуза прочно закрепилось в списке издаваемых, читаемых, обсуждаемых и переводимых португалоязычных авторов современности. Его творчество богато и разнообразно, язык повествования прост и ясен, сюжет оригинален и необычен. Агуалуза – мастер психологической прозы: в его произведениях раскрываются тайны эмоциональной жизни человека. Отвечая на вопрос «Кто такой Жузе Эдуарду Агуалуза?» писатель заметил: «На это вопрос можно ответить в двух словах: я – странствующий анголец, почти оторванный от своих корней. Люблю море и пламенеющий закат. Родился в гористой местности. Хотел бы умереть в Бенгеле, или на северо-востоке Бразилии».
На сегодняшний день творчество Жузе Эдуарду Агуалузы признано во всем мире. Он первый африканский писатель, награждённый премией газеты «Индепендент» в 2007 г. за роман «Продавец прошлого» (2004). В 2016 г. его книга «Всеобщая теория забвения» (2012) вошла в краткий список Букеровской премии (The Man Booker Prize), а в 2017 г. это произведение было отмечено Дублинской международной литературной премией (International Dublin Literary Award).
Произведения Агуалузы, основанные на автобиографической линии построения сюжета, представляют причудливый диалог фактических событий и вымышленных историй. Но главным действующим лицом неизменно становится Ангола, её трагическое прошлое, беспокойное настоящее и возможное «светлое» будущее.
Мы предлагаем для обсуждения следующие произведения: