Работа будет проводиться в рамках следующих направлений:
1. Традиционная грамматика и новые концепции изучения языка
Отличительные качества каждого из подходов; логико-грамматический и структурный аспекты изучения синтаксиса; структурная лингвистика; конструктивный синтаксис; развитие идей традиционного языкознания в структурно-семантическом синтаксисе; структурно-семантическое направление как лингвометодическая основа преподавания русского языка; принципы взаимодействия формально-грамматического и семантического подходов к описанию языка; концептуальные подходы и предложения по созданию новой академической грамматики.
2. Грамматическая семантика: от системного значения к актуальному смыслу единиц языка и речи
Изучение языковых единиц в единстве их формальных и содержательных особенностей; грамматическая форма как средство выражения содержания; вопросы взаимодействия общего (универсального) и частного (национально-специфического) в развитии единиц языка и речи; стилистическая маркированность слова как следствие его грамматического варьирования; переходы слов из одного лексико-грамматического класса в другой с изменением смысловой конфигурации и экспрессивно-оценочных коннотаций; роль грамматической семантики в создании образности и стилистических эффектов в тексте; грамматическое варьирование и грамматическая стилистика в процессе обучения языку.
3. Когнитивные подходы к структурной организации языка и речи
Грамматика как способ структурирования концептуального содержания мысли; когнитивная грамматика и когнитивная семантика; грамматические средства языка как инструмент кодирования информации (образа фрагмента реальности); принципы когнитивного моделирования синтаксиса в процессе продуцирования предложений; исследования синтаксических структур и моделей предложения с позиций когнитивной лингвистики; когнитивные образы и грамматические средства их выражения в русском языке; способы формирования и развития грамматической компетенции учащихся
4. Коммуникативно-прагматические аспекты русской грамматики
Различия между формально-грамматической и коммуникативной структурами предложения; терминологические проблемы; роль отправителя речи при выборе функционально-коммуникативных средств оформления предложения; средства актуального членения в русском языке в устной и письменной речи; типология коммуникативных синтаксических структур: высказывания нейтральные и экспрессивные, расчлененные и нерасчлененные, синтагматически независимые и синтагматически обусловленные, простые и с многоступенчатым актуальным членением; принципы формирования информационной структуры дискурса; выбор типа высказывания как один из способов организации текста; лингвометодические аспекты актуального членения предложения.
5. Проблемы соотношения грамматических особенностей языка и речи
Специфика реализации морфологических и синтаксических форм и конструкций в языке и разговорной речи; семантико-синтаксические структуры, характерные для разговорной и диалогической речи на современном этапе развития языка; теоретические и методологические принципы описания разговорной речи; принципы взаимодействие разговорной грамматики с невербальными компонентами общения (например, языком жестов и пиктограмм); особенности влияния разговорной речи на речь письменную в рамках общения по Интернету/мобильной связи и способы развития языковой компетентности учащихся.