Современность во многом задается отказом от классических бинарных оппозиций центра и периферии, глубины и поверхности, высококого и низкого. Скольжение по поверхности производств, идей, ценностей, самого человеческого означает, что больше не существует отдельно взятых феноменов экономики и искусства. Так, эстетический жест разворачивается в пространстве экономического, политического, этического,
а экономический обретает измерение и задает стандарт прекрасного. Матрица современности, предложенная Фуко (биология, лингвистика, экономика), может быть переписана и прочитана через линию напряжения "экономика vs искусство".

Наука и искусство представляют собой разные способы познания и описания мира.  С известными оговорками можно сказать, что если наука стремится к максимально объективному, беспристрастному, точному и верифицируемому отражению реальности, то отражение мира в искусстве субъективно, эмоционально, нацелено не на точное воспроизведение, но на творческое преломление. Однако, как наука, так и искусство неоднородны и многообразны, они могут частично пересекаться и взаимодействовать как применительно к конкретному объекту познания, так и применительно к способам познания и отображения мира.  Экономика, как общественно-гуманитарная дисциплина, во многих своих аспектах оказывается ближе к искусству, чем к (точным) наукам.  Каковы существующие и перспективные направления взаимодействия экономики и искусства – это один из вопросов, которые предстоит обсудить в ходе конференции.

Искусство, как сфера максимально открытая для всех им интересующихся и в то же время наделенная невероятным потенциалом трансформации культуры и повседневности в их в том числе экономической составляющей, в крайних своих проявлениях способно постулировать радикальный отказ от капиталистических отношений и – с другой стороны, абсолютное слияние с системой экономического обмена. Среди художников двух последних столетий были и те, кто последовательно стремился к нестяжательству, и те, кто считал искусство идеальной сферой предпринимательства. При этом последующая капитализация искусства нестяжателей зачастую бьет рекорды, установленные теми, кто всеми возможными средствами добивался финансового успеха при жизни. Искусство обозначает собственные границы в диалоге с экономикой и тем самым открывает символическую природу экономики. Невероятные цены на произведения, редуцирующие художественный опыт до минимума, – интереснейший феномен, который делает привлекательным арт для крупного предпринимательства. Этот круг проблем также было бы полезно обсудить в рамках конференции.

Данная тема предполагает целый ряд эмпирических вопросов, связанных с различными аспектами взаимоотношений экономики и искусства как двух специфических сфер деятельности:

— Какие экономические проблемы возникают в связи с искусством и как они решаются (ценообразование на рынках искусства, финансирование художественных проектов и художественного образования т.п.)? Каким образом и по какими принципам предметы искусства становятся предметом капитализации и инвестиций?
— Какое влияние оказывает художественная сфера (практики искусства, художественное мышление и восприятие, образ жизни художника и т.п.) на экономическую деятельность (ее цели, мотивацию, привлекательность и т.п.)?
— В какой мере допустимо применение художественных (эстетических) критериев для оценки состоятельности экономической деятельности – и наоборот, в каких границах оправдано применение экономических критериев при оценки художественных проектов, практик, произведений?

Кроме того, интересно поставить и вопрос философского, сущностного характера, который мог бы звучать так: к каким радикальным изменениям смысла экономики и искусства в их традиционном понимании приводят в итоге те взаимоотношения этих двух сфер, которые характерны именно для сегодняшнего дня? Подтвердился ли уже упомянутый диагноз Бодрийяра о нашей эпохе как «эстетической стадии политической экономии», и если да, то в какой мере?

 

Направления работы секций:

  • Экономика: наука или искусство
  • Этика экономики: а почему не эстетика?
  • Эстетизация экономики: за и против
  • Можно ли говорить о стилях экономики (классика, барокко, романтизм, модерн и т.п.)?
  • Экономика с точки зрения эстетики безобразного
  • Экономика как техника и экономика как искусство
  • Необходимо ли эстетическое воспитание экономического человека?
  • Искусство сопротивления экономическому насилию
  • Экономическая утопия как художественный жанр
  • Аффективное и рациональное в экономике и искусстве
  • Изобилие и дефицит в экономике и искусстве
  • Экономика и искусство как область видимости (призраки, симулякры, фетиши, «эффекты», образы в экономике и искусстве)
  • Художник как предприниматель – предприниматель как художник
  • Аукционные дома и формирование цен на предметы искусства
  • Галереи и современные художники
  • Символические измерения искусства и экономики
  • Нестяжательство в искусстве и экономике
  • Куратор как посредник между искусством и деловым миром
  • Коллекционирование произведений искусства и капитализация
  • Рынки искусства (театр, музыка, кино)
  • Цифровизация в искусстве и ее экономические аспекты
  • Опера в сфере экономического
  • Прекрасное и Возвышенное в экономике. Неконвертируемый образ.
  • Перевод: экономика, искусство.

 

К участию в конференции приглашаются культурологи, искусствоведы, экономисты, философы, социологи, антропологи, историки, а также все кто исследует феномен искусства и экономики.

Перед конференцией будет издан сборник тезисов. По результатам конференции планируется выпустить сборник и подать заявки на публикацию специальных тематических номеров в ряде журналов.

 

Языки конференции: русский, английский.

 

Партнеры:

МЦСЭИ «Леонтьевский Центр», АО «РНГ», Новая сцена Александринского театра, журнал VERSUS, Name Gallery, галерея «Люда».

 

Программный комитет:

Расков Данила (СПбГУ, председатель)
Болтански Люк (Высшая школа социальных наук, Франция)
Дубянский Александр (СПбГУ)
Кадочников Денис (СПбГУ)
Калинин Илья (СПбГУ)
Кудрин Алексей (СПбГУ) 
Лаваль Кристиан (Университет Париж-Нантер, Франция)
Мавринский Илья (СПбГУ)
Манулкина Ольга (СПбГУ)
Погребняк Александр (СПБГУ)
Савицкий Станислав (СПбГУ)
Савченкова Нина (СПбГУ)
Фогль Йозеф (Берлинский университет имени Гумбольдта, Германия)
Фокин Сергей (СПбГЭУ)

Вход
Нет аккаунта?
Зарегистрироваться
Регистрация
Восстановление пароля