Аннотации лекций доступны на сайте симпозиума: events.spbu.ru/events/anons/language-week/lectures.html
Приглашаем всех желающих на открытые лекции Симпозиума “Неделя языка: всякого и якого” (All about Language: Science, Theory, and Practice)!
Публичные мероприятия Симпозиума — это площадка для диалога и обмена идеями между представителями мирового научного сообщества, специалистами-практиками и широкой аудиторией, интересующейся вопросами языка, речи и грамотности. Во время лекций исследователи с мировым именем и известные деятели культуры познакомят гостей с последними достижениями в изучении языка и речи, расскажут о многообразии теорий и практик в области языкового развития человека и ответят на вопросы, как наука и общество могут помочь детям и взрослым, испытывающим трудности в обучении. Для участия в мероприятиях пройдите электронную регистрацию.
Рабочий язык мероприятий — английский (с синхронным русским переводом).
Актовый зал здания 12 коллегий СПбГУ
Младенцы и маленькие дети быстро понимают сложные окружающие их явления, включая то, как общаться, используя язык и эмоции. Формирование такого сложного навыка в раннем возрасте означает, что люди обладают мощным механизмом научения, который функционирует уже в младенчестве. Этот механизм также оказывается чувствителен к различным типам младенческого опыта, который дети получают в своем социальном окружении. В своей лекции я сосредоточусь на том, как мозг формируется под воздействием раннего детского опыта, и как дети узнают об объектах, людях и языке. Понимание процессов развития, лежащих в основе чувствительности детей к их среде, дает новые способы понять возникновение сложного поведения людей, а также новые способы предотвращения и устранения поведенческих проблем у детей. Таким образом, понимание того, как формируются долгосрочные средовые эффекта для мозга и поведения, имеет огромные перспективы для улучшения здоровья и благополучия детей.
Сет Поллак (Seth Pollak), Ph.D. - заслуженный профессор психологии, педиатрии, антропологии и нейронаук Висконсинского университета Мэдисона (University of Wisconsin, Madison), член Американской Ассоциации содействия развитию науки и Ассоциации Психологических Наук. За выдающийся вклад в изучение развития детей и успехи в преподавании доктор Поллак был удостоен звания лауреата премии Бойд-МакКандлесс. Доктор Поллак известен своими работами о влиянии факторов социального риска на развитие мозга и поведение детей.
Лекцию откроет выступление российской актрисы театра и кино Марии Машковой.
Актовый зал здания 12 коллегий СПбГУ
Понятие “дислексия” используется на протяжении 100 лет и означает состояние, при котором человек испытывает трудности при чтении. В лекции будет представлено как с течением времени менялись представления о дислексии, ее диагностике и программах помощи людям с дислексией.
Несмотря на то, что генетика, нейронаука и психология располагают различными методами помощи, по сей день не существует единого мнения о происхождении дислексии и наиболее эффективных средствах ее коррекции. В рамках лекции речь пойдет о том, почему многим популярным среди педагогов и практиков подходам не хватает научной базы. Слушатели смогут узнать о наиболее эффективных программах помощи людям с дислексией.
Джулиан Эллиотт (Julian Elliott), Ph.D. — психолог, директор Коллингвудского колледжа (Collingwood College), профессор педагогической психологии Даремского университета (Durham University), глава Международной ассоциации когнитивного обучения и психологии (2003-2005), действительный член Британского психологического общества и Академии социальных наук. Джулиан Эллиот обладает богатым опытом практической работы. В 2014 году им совместно с Е. Л. Григоренко была выпущена книга «The Dyslexia Debate». Эта работа стала отправной точкой для дискуссии об эффективных способах помощи людям с нарушениями чтения и осмысленности использования самого термина "дислексия".
Лекцию предваряет выступление Геннадия Смирнова, российского актера театра и кино, актера дублежа и озвучки аудиокниг, попечителя благотворительного фонда “Выход в Петербурге”.
Актовый зал здания 12 коллегий СПбГУ
Возрастающее число детей с аутизмом и связанными нарушениями развития нервной системы требует от государства большого количества ресурсов, направленных на медицинское обслуживание, системы образования и социального обслуживания. В результате, многие люди с подобными заболеваниями не получают помощь, в которой нуждаются. Особенно это касается тех, кто проживает в сельских районах и тех, кто ограничен в ресурсах. Количество же служб, которые поддерживают участие взрослых в жизни сообщества и их самостоятельное функционирование, минимально. С использованием технологий проведение высококачественных, научно обоснованных методов диагностики, лечения и экспертизы становится более доступным для широкого круга людей и по относительно низкой цене. В этом выступлении я приведу примеры использования подобных технологий для того, чтобы оказывать помощь и давать надежду семьям, которых затрагивают проблемы аутизма и связанные нарушения развития нервной системы, на протяжении жизненного пути. Я подробно расскажу о примерах использования нашей исследовательской группой технологий для обучения родителей техникам интервенции и помощи своим детям. В частности мы разработали методику для улучшения владения языком для детей с аутизмом и синдромом Мартина-Белла (главной причиной наследуемой умственной недостаточности и фактором развития аутизма) путем обучения их родителей способам регулирования сложного поведения, поощрению совместного участия в постоянном взаимодействии и использованию моделей языка, отвечающих уровню развития ребенка. Вмешательство осуществляется путем видеоконференций с семьями, что делает метод доступным, эффективным с точки зрения затрат и необременительным. Данные, полученные в нескольких небольших исследованиях, показывают, что матери способны обучаться таким стратегиям и положительно оценивают к вмешательства. А люди с синдромом Мартина-Белла показывают улучшения в использовании языка и общении. Также будут рассматриваться преимущества совмещения технологических вмешательств с другими, более традиционными способами терапии.
Леонард Аббедуто (Leonard Abbeduto), Ph.D. — заслуженный профессор психиатрии и поведенческих наук Калифорнийского университета в Дейвисе, директор Института медицинских исследований неврологических расстройств (UC Davis MIND Institute), редактор American Journal on Intellectual and Developmental Disabilities — крупнейшего журнала Американской ассоциации по вопросам интеллектуальных нарушений и нарушений развития, директор Междисциплинарной практической конференции по вопросам нарушения развития, учрежденной Национальными институтами здравоохранения США (NIH).
Леонард Аббедуто является признанным экспертом в области изучения интеллектуальных нарушений и специализируется на особенностях развития и использования языка.
Лекцию откроет выступление российского кинорежиссера и сценариста, телеведущей, журналиста, основателя и президента Фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выход» Авдотьи Смирновой.